вторник, 25 февраля 2014 г.

Задержка дыхания - мощная техника для оздоровления и омоложения организма



Пранаямы — дыхательные упражнения йогов — действуют на разных уровнях тела: физическом, праническом, ментальном, причинном — постепенно «выстраивая» их все. С точки зрения физиологии, пранаямы регулируют способность организма проводить процессы биологического окисления с участием кислорода. Как указывают медики, основную функцию в этой связи выполняют митохондрии — именно они отвечают за энергетический обмен клетки, перерабатывая более грубую энергию (жиров и углеводов) в доступную энергию (АТФ), которой пользуется весь организм.


Ощущаемый как сила, здоровье и бодрость повышенный уровень праны у йогов — заслуга митохондрий, если рассуждать с точки зрения Западной медицины. Врачами было установлено, что пранаямы постепенно (с течением регулярной достаточной практики) оптимизируют работу митохондрий, создавая условия «дозированной», «тренировочной» гипоксии. То есть, пранаямы увеличивают количество митохондрий в организме и улучшают их способность усваивать и использовать кислород. В итоге это повышает выносливость клеток всего организма, в первую очередь головного мозга и всей нервной системы. 

Для большинства людей очень важно, что пранаямы не только позволяют выполнять специфические действия (кумбхаки, мудры, бандхи), необходимые для достижения ближайших целей йогической практики, и повышают способность к концентрации, что определяет способность адептов выйти на высшие ступени йоги (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи), но и в целом полезны для физического здоровья любого человека.
Йогатерапия с помощью задержек дыхания (Кумбхак) в частности и пранаям в целом — отдельная большая и не простая тема, а что касается «условно здоровых людей» — выражаясь языком официальной науки, пранаямы имеют профилактическое действие и тренируют организм к воздействию нагрузок (в том числе во время выполнения йогических практик) и неблагоприятных факторов окружающей среды. Например, замечено, что занимающиеся пранаямой йоги легче переносят условия высокогорья.

Мощное воздействие пранаям на организм, субъективно воспринимаемое обычно как «измененные состояния сознания», с точки зрения физиологии объясняется способностью дыхательных техник вызывать состояния гипоксии (снижения уровня кислорода в крови и других средах, т.е. кислородного голодания организма) и гиперкапнии (повышения и в итоге избытка углекислого газа). (Понятно, что мы не берем сейчас терминологию и уровень рассмотрения эффектов практик, принятый в классической йоге — а именно взаимодействие и направление движения пяти пран и т.п., а говорим понятным нам в России языком западной медицины). Оба этих физиологических состояния — на первый взгляд, нежелательные, патологические — при верном и регулярном применении оказываются весьма полезны. Они не только изменяют состояние сознания (что фактически важно только йогам), но при правильном использовании полезны для любого здорового человека. При грамотном регулярном использовании (по указанию специалиста) они также являются инструментом йога-терапии, то есть могут дозировано применяться и не очень здоровыми людьми.


Основное влияние кумбхака оказывает на нерв­ную систему через дыхательный центр, так назы­ваемое «гнездо жизни», который представляет со­бой выпуклость в верхней части спинного мозга. Функция этого центра — адаптация дыхания орга­низма к внешним и внутренним переменам. Любое изменение внешней среды или психологического со­стояния (умственная работа, переживания и т. д.) влияет на него, и соответственно, изменяется ритм дыхания. Это происходит автоматически. А так как дыхательный центр напрямую связан с нервной сис­темой, блуждающим нервом и мозговым центром, которые регулируют функционирование всех наших органов, например печени или желудка, то, созна­тельно изменяя ритм дыхания, мы можем влиять, опять-таки сознательно, на работу всех своих внут­ренних органов. Получается, что, направленно из­меняя ритм дыхания, мы можем управлять деятель­ностью всего своего организма. По вашему желанию начинает оздоравливаться печень, стабилизируется нервная система ,  начинают «испаряться» морщинки на лице.

Краткие выводы. Задержками дыхания во вре­мя упражнений Пранаямы мы активизируем блуж­дающий нерв, который, в свою очередь, оказывает мощное влияние на парасимпатический отдел веге­тативной нервной системы. Напомним, что симпатический отдел вегетативной нервной системы включает в себя нервные клет­ки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга и участвует в адаптации работы жизненно важных органов человеческого тела при изменении параметров окружающей среды.

Блуждающий нерв — это десятая пара черепных нервов. Он иннервирует глотку, гортань, трахею, легкие, аорту, сердце, пищевод, желудок, тонкий кишечник, поджелудочную железу, печень, селезен­ку, почки и кровеносные сосуды, то есть практи­чески все важные органы. Симпатическая система и блуждающий нерв выполняют противоположные функции: первая — активирующую, второй — тор­мозящую. Блуждающий нерв предохраняет орга­низм от перевозбуждения, которому чрезмерно подвержены жертвы технократической цивилизации.  Современные люди часто страдают нарушениями нужного равновесия. Основные его признаки — рас­ширенные зрачки, сухость во рту, холодный пот и бледность лица. Под воздействием симпатической системы ускоряется ритм сердца и ухудшается перистальтика пищеварительного тракта, что при­водит к запорам. Это классический синдром горо­жанина, охваченного вихрем проблем и изнурен­ного работой. Он плохо спит, его нервы напряжены, он нетерпим и агрессивен. Кумбхака, стимули­руя блуждающий нерв (антагонист симпатической системы), способствует выделению слюны, потоот­делению, уменьшению сердечного ритма, замедля­ет пульс, улучшает перистальтику кишечника и ра­боту желез. Также задержка дыхания восстанавли­вает нервное равновесие. Неврастеникам больше, чем кому бы то ни было, показана дыхательная гим­настика. Кумбхака — лучший стабилизатор нервной системы.

Сознательная задержка дыхания увеличивает жиз­неспособность клеток, стимулирует обменные процес­сы во всем теле и способствует увеличению вырабаты­ваемой организмом энергии. Кроме того, эта практика положительно влияет на нервную систему, на работу всех органов и на организм в целом.


Кумбхака - задержка дыхания
"Tain in sari sasa prasvasa yorgati viccedha pranayama" "Пранаяма - это задержка дыхания после вдоха и выдоха". (Патанджали, "Йога-сутры".)

В Хатха-Йоге задержка дыхания приводит к освобождению энергии (праны) и позволяет ее эффективно распределить. В этот момент йог может направить ее в любое место, куда считает необходимым. Йоги практикуют кумбхаку для того, чтобы контролировать прану и мысли.

Существует три типа кумбхаки: первый тип – это внешнее или легочное дыхание, второй – внутреннее или клеточное дыхание и кумбхака.

Первый - это легочное, или внешнее дыхание. Оно обеспечивает работу нервной и мускульной систем и газообмен в альвеолах. Внешнее дыхание включает две фазы: вдох и выдох. Йоги выделяют еще две:
1) Речака - выдох;
2) Кумбхака с пустыми легкими;
3) Пурака - вдох (его эффективность зависит от выдоха);
4) Кумбхака с наполненными легкими.

Из модификаций этих стадий состоят все упражнения пранаямы. С точки зрения пранаямы задержка дыхания имеет первостепенное значение, а две другие стадии - необходимое условие осуществления Кумбхаки.

Второй тип - внутреннее, или клеточное дыхание. Внутреннее дыхание включает в работу все клетки организма, а это одна из главных задач пранаямы.

Кумбхака является одним из трех типов пранаямы, а именно пурака, речака и кумбхака. Есть еще четвертый тип, называемый кевала-кумбхака, который подразделяется на два вида: антаранга и бахиранга. Удержание дыхания вызывает определенное состояние в мозге, определенные изменения в позвоночном столбе, а также в физическом теле. Пранаяма влияет на нервную систему и поэтому на мозг. Вы не должны интенсивно работать со своими легкими.

Кумбхаки выполняются двумя способами: сахита и кевала. Когда дыхание удерживается намеренно и обдуманно — это сахита. Сахита кумбхака — это пауза в дыхании:
а) после полного вдоха перед начинающимся выдохом (антара или пурака кумбхака)
б) после полного выдоха, предшествующая вдоху (бахья или речака кумбхака).

Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета. Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, превосходящее понимание. Индивидуальность созвучна с Бесконечным (Хатха-Йога Прадипиха, II, 71).

Пурака, речака и кумбхака вызывают в теле различные эффекты.
Эффекты задержки дыхания.
Эффект задержки дыхания зависит от ее длительности. Существует несколько градаций Кумбхаки с полными легкими.

1. Кумбхака продолжительностью от 3 до 20 секунд.
Задача такого вида Кумбхаки, доступного всем, - способствовать усвоению вдыхаемого воздуха. При нормальном дыхании человек использует 6% из 21% кислорода, содержащегося в воздухе. Таким образом, выдыхаемый воздух содержит 14 -15% кислорода. Этого достаточно, чтобы привести в чувство человека, делая ему искусственное дыхание "рот в рот". Задержка дыхания способствует более полному усвоению кислорода легким и и выделению избытка углекислого газа. В этом случае дыхание производится с максимальной эффективностью. Этот вид Кумбхаки можно практиковать в любом месте, противопоказаний у него нет. Он также является необходимым-предварительным этапом Для следующих упражнений.

2. Кумбхака продолжительностью от 20 до 90 секунд.
Если задержка дыхания длится больше 20 секунд, то ее результаты очевидней. Она не опасна, если следовать всем Указаниям. На начальном этапе желательно заниматься с Учителем. Задержка дыхания длится до разумных пределов (не насилуйте свой организм и не применяйте силу воли!). Полагаясь на ваше благоразумие, этим упражнением можно заниматься каждый день.

3. Кумбхака продолжительностью от 90 секунд до нескольких минут.
Этот вид Кумбхаки может вызвать у йога контролируемое предкоматозное состояние и полностью восстановить утраченные возможности организма.

Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания. Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг развивает его, стимулируя все нервные окончания, она является одной из основных техник, ведущих к очищению ума.

Существует восемь способов которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним или внешним способами. Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется Кевала кумбхака. Она выходит за пределы внутреннего и внешнего объекта.
В этой пранаяме вы не должны делать ни антарагна ни бахиранга кумбхаки. В Бхагават Гите говорится, апану следует соединить с праной, а прану – с апаной. По следствиям этого останавливаются ощущения, приходящие из нутрии и идущие извне, путем соединения дыхания, идущего внутрь, и дыхания идущего вовне. Идущее внутрь дыхание должно быть объединено с самим же идущим внутрь дыханием. В тоже самое время следует выполнять кумбхаку. Не следует позволять проникать ощущениям. Внешний опыт от объектов должен быть оставлен вовне, а внутренние самскары или опыт должны быть оставлены внутри. Внешнему проявлению нельзя позволять проникать внутрь, а внутренним самскарам нельзя позволять проявляться вовне. Это кевала-кумбхака.
Кумбхака и корневой замок Мула-бандха.

Мула-бандха с антар-кумбхакой
Сядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную для вас позу, которая поможет вам ярче почувствовать триггер-точку муладхары. Расслабьтесь и закройте глаза. Понаблюдайте за своим дыханием, — как воздух естественно входит в ваше тело и выходит наружу. Спонтанное, природное дыхание...

Теперь переместите свое внимание в триггер-точку муладхары. Постарайтесь охватить сознанием и дыхание, и муладхару. Попытайтесь явственно прочувствовать их. Теперь представьте и ощутите, что ваш вдох прокатывается от муладхары вверх, каджне, а выдох — агаджны кмуладхаре. Вдох от муладхары к аджне. Выдох от аджны к муладхаре.

Одни люди чувствуют, как эта волна дыхания прокатывается вверх — вниз по позвоночнику, непосредственно между муладхарой и аджна-чакрой. Другие ощущают поток дыхания в передних отделах тела: от муладхары к лобку, далее к пупку, центру грудной клетки, горлу, кончику носа, к меж¬бровному центру и далее вниз в обратном порядке.

Некоторые люди чувствуют, что снизу вверх волна прокатывается спереди, а сверху вниз — сзади, по позвоночнику. Все дело здесь лишь в личной чувствительности и предпочтениях. Изберите свою схему движения дыхания и осознайте это движение.

Вдох из муладхары к аджне. Выдох из аджны к муладхаре.

Ваше сознание должно быть полностью синхронизировано с дыханием. На максимуме вдоха сознание должно достичь аджны. Когда сознание достигает муладхары, выдох должен быть завершен.

Вдох из муладхары к аджне. Выдох из аджны к муладхаре.

Вы заметите, что ваше дыхание становится более медленным и глубоким. Теперь, на максимуме вдоха — в аджне — задержите дыхание. Прижмите подбородок к грудной клетке (джаландхара-бандха). Это поможет задержке дыхания. Удерживайте дыхание в аджне, пока чувствуете себя комфортно. Затем выпрямите шею, сделайте короткий вдох и длинный выдох в муладхару. Вдох в аджну, — подбо¬родок к грудной клетке, — задержка дыхания, — выпрямите шею, — выдох в муладхару.

Не напрягайтесь. Не старайтесь задерживать дыхание сверх меры. Следуйте спокойному, естественному ритму. Когда дыхание выровняется, добавьте мула-бандху. На вдохе медленно сожмите муладхару. Ведите дыхание от муладхары вверх и продолжайте медленно сжимать чакру. Остальное тело должно оставаться расслабленным. Прижмите подборо¬док к грудной клетке. Конец вдоха в аджне совпадает с максимальным напряжением муладхары. Выполните задерж¬ку. Затем поднимите голову и очень медленно выдыхайте, одновременно расслабляясь. Конец выдоха совпадает с точкой максимального расслабления.

Вдохните, одновременно напрягая муладхару. Подбородок прижмите к грудной клетке. Задержите дыхание и сконцентрируйтесь на муладхаре. Концентрируйте внимание по очереди то на аджне, то на муладхаре. А теперь сосредоточьтесь на обеих чакрах одновременно. Поднимите голову. Выдохните по направлению к муладхаре и расслабьтесь. Это один подход.

Начинайте с трех подходов и постепенно доведите их количество до десяти. После каждого подхода дождитесь, пока дыхание успокоится. Когда вы станете более свободным в выполнении этого упражнения, то начнете все глубже и глубже проникать в психический аспект мула-бандхи.

Сжимая муладхару, старайтесь почувствовать поток психической энергии, которая течет вместе с дыханием. При выполнении бандхи отметьте мощные энергетические им¬пульсы, которыми муладхара «поджигает» аджну. На выдохе всмотритесь в черную пустоту за вашим лбом (чидакаш) и почувствуйте, как жизненная сила течет сквозь тело. По завершении упражнения посидите с закрытыми глазами в той же асане. Поместите свой ум в теплую, приятную черноту чидакаша и понаблюдайте за реакцией своего тела.
Как дела с пульсом? С дыханием? Пусть каждое телесное ощущение, приятное и неприятное, проходит перед вашим расслабленным сознанием. Затем переходите от тела к чувствам. Вызвало ли упражнение какие-нибудь особенные эмоции? Или воспоминания? Вам страшно, вы исполнены горя, вы веселы и счастливы? Следите за игрой ваших чувств, словно за игрой актеров на сцене. Наблюдайте с беспристрастностью журналиста из службы новостей. Помните: в чидакаше нет ни хорошего, ни плохого. Простое осознание...

Когда тело и ум успокоятся, мысленно трижды произнесите аум. Можно закончить упражнение или приступить к вашей обычной медитации.

Мула-бандха с бахир-кумбхакой
Сядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную для вас позу, которая поможет вам ярче почувствовать триггер-точку муладхары. Расслабьтесь и закройте глаза. Понаблюдайте за своим дыханием, как воздух естественно входит в ваше тело и выходит наружу. Спонтанное, природное дыхание...

Наблюдая за дыханием, вы заметите, что оно становится более медленным и глубоким. Сделайте глубокий вдох и ненадолго задержите дыхание. Затем выполните полный выдох и напрягите мышцы живота, чтобы полностью изгнать воздух из легких. Во время выдоха вам следует наклонить голову вперед, пока подбородок не прижмется к грудной клетке (джаландхара-бандха).

Завершив полный выдох, расслабьте мышцы живота. Просто отпустите их, позвольте им провиснуть — расслабиться. Задержите дыхание вне своего тела. Сожмите муладхару и удерживайте бандху, пока будете чувствовать себя комфортно.

Когда почувствуете, что пришло время, поднимите голову, выдохните остатки воздуха, а затем вдохните. На вдохе постепенно снижайте напряжение мышц, участвующих в бандхе. Момент полного расслабления должен совпасть с концом вдоха. Заполнив легкие воздухом, на мгновение задержите дыхание, затем выдохните и Полностью расслабьтесь. Это один подход.Дождитесь, когда ваше дыхание успокоится. Затем выполните следующий подход, стараясь яснее ощутить поток праны.

Вдохните и представьте, как психическая энергия течет из муладхары в аджну. Задержите дыхание в аджне — ненадолго. Затем проделайте полный выдох, сжимая мышцы живота. Прижмите подбородок к груди, одновременно ощущая обратный ток энергии в муладхару. По завершении выдоха расслабьте живот. Сосредоточьте сознание в мулад-харе. Задержите дыхание на выдохе и выполните мула-бандху. Почувствуйте, как мула-бандха перенаправляет апана-вайю в манипуру (пупочный центр), где она смешивается с праной. С великим почтением визуализируйте это соединение. Испытайте этот союз, эту тонкую инициацию, духовное перерождение.

Выпрямите шею, сделайте короткий выдох и вдохните от муладхары к аджне, отпуская мула-бандху. Почувствуйте энергетический поток необычайной силы, который течет из муладхары и пронизывает аджна-чакру. На мгновение задержите дыхание в аджне, затем выдохните и ощутите, как эта энергия мягко растворяется в теле. Это один «полный» подход, включающий осознавание как тела, так и праны.

Начните с трех подходов. За несколько месяцев увеличьте их максимальное количество до девяти. После выполнения каждого подхода дожидайтесь, пока дыхание не успокоится. Завершив упражнение, оставайтесь в той же асане с закрытыми глазами. Поместите свой ум в теплую, приятную черноту чидакаша и позвольте своему сознанию понаблюдать за ощущениями вашего физического тела.

Почувствуйте, как бьется ваше сердце. Холодно вам или жарко? Что происходит с вашим дыханием? Вы пол¬ностью осознаете физический план... и эмоциональный план.

Пробудило ли упражнение какие-нибудь конкретные чувства? Вам страшно, вы полны гнева, страданий, вы чувствуете облегчение, наполненность, радость? Понаблю¬дайте за своими чувствами, словно за игрой света и тени под деревом. Смотрите на них, как вы смотрели бы на актерскую игру на сцене. Помните, в чидакаше нет ни хорошего, ни плохого. Простое осознание... вашего физического «я», эмоционального «я», внутреннего, истинного «я».

Когда вы ощутите, что каждый уголок вашей сущности пребывает в покое, трижды произнесите в уме «аум» и завершите упражнение. Либо переходите к вашей обычной медитативной практике.

Совершенства достигаемые в йоге кумбхакой.

«Ничто не является недостижимым в трех планах существования для того, кто овладел кевала кумбхакой и может выполнять задержку столько долго, сколько пожелает» ХатхаЙога Прадипика)ХЙП)

Когда достигнуто совершенство в пранаяме (кевала кумбхака), «ничто не является недостижимым в трех планах существования». Этими тремя планами являются сознательное, подсознательное и бессознательное – джаграт, свапна и сушупти. Сахита пранаяма воздействует на сознательный и подсознательный уровни, то есть на тело, прану, ум и душу. Кевала кумбхака дает в результате пробуждение бессознательно ума и тела и ведет к состоянию, выходящему за их пределы. Если имеет место пробуждение во всех трех планах, то что не может быть достигнуто или что может остаться неведомым в этом мире?

«Нет сомнения, что достигается также состояние раджа-йоги (через кевала кумбхаку). В результате задержки дыхания пробуждается кундалини, прочищается сушумна и достигается совершенство в хатха- йоге.» ХЙП

«При остановке праны посредством задержки дыхания ум становится свободным от всяких модификаций. Практикуя (эту йогу), человек достигает стадии раджа-йоги (высшего единения). Мысли, эмоции и желания – это не ум, это модификация ума, которые подобны волнам в океане. Океан – это не одна маленькая волна и даже не сотни волн. Это единый объем воды. Если имеют место эти модификации, то вы можете переживать лишь мирское существование и свою индивидуальность, но если эти модификации заблокированы, то нет никакого индивидуального переживания. Когда прана в теле движется, это порождает всплески, или движение ума. Если вы удалите эти волны, индивидуальное сознание снова погрузится в тотальное сознание. Если по средством раджа-йоги вы умеете контролировать свой ум, то прана автоматически приостанавливается, но это очень трудно особенно в самом начале. Очень трудно управлять умом, отделять его и изолировать от чувственных переживаний и своего «я». Поэтому при помощи хатха йоги мы пробуем другой подход – сначала учимся управлять праной, чтобы имела место приостановка ума. Это и означает успех в йоге.

Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке. Приятным выполнением кумбхаки, удержанием сознания изнутри в межбровье и разотождествлением себя с любыми объектами достигается сладостное спокойствие ума. Единение сознания с атманом воистину порождает блаженство. Гхеранда Самхита

Виды кумбхак:
Итак, если прана пребывает внутри тела, не приходит смерть. Когда вайю остается в перделах тела без принуждения, наступает кевала кумбхака.

Просто останови дыхание, втянув воздух двумя ноздрями. В первый день выполняй задержку от одного до шестидесяти четырех раз. Гхеранда Самхита


Упражнения пранаямы необходимо выполнять до появления пота.

1. Абхьянтара кумбхака (внутренняя задержка дыхания)(28).
Удерживание дыхания внутри, после вдоха, является основным свойством абхьянтара кумбхаки. Она имеет различные названия, такие как пурита, пурака,апана, антах и бахьябхьянтара кумбхака. Когда дыхание удерживается в сушумна нади, то она называется антах (антар) кумбхака.

2. Бахья кумбхака (внешняя задержка дыхания).
Когда дыхание удерживается снаружи после выдоха, то оно называется бахья кумбхака, речита, бахих (бахир), прана кумбхака, шуньяка и сарва шуньята.

3. Кевала кумбхака (задержка дыхания безотносительно ко вдоху и выдоху)
- когда дыхание автоматически останавливается без предыдущего вдоха или выдоха),то оно называется кевала кумбхака. Другие синонимы: стамбха вритти, сангхатта-карана, шаната и сама.

4. Чандра кумбхака (41)
Дыхание удерживается после вдоха, одновременно применяется мула бандха для стимулирования апана ваю. Это называется чандра кумбхака, приносящая контроль над праной и апаной.

5. Урдхва кумбхака (55)
После задержки дыхания, когда практикуется речака, практикующему следует визуализировать луну в основании спины и концентрироваться последовательно на одном месте и затем на следующем, двигаясь вверх вдоль спины.

6. Мрига кумбхака (56)
Когда апана удерживается постоянно в заднем районе бёдер, это известно, как мрига кумбхака. это требует использования мулабандхи и концентрации в этом месте.

7.Самана кумбхака (62)
когда самана ваю удерживается в районе пупа с концентрацией, то это самана кумбхака. Она помогает в достижении уддияна, возрастании желудочного огня, контроля над голодом и жаждой, быстрого исцеления ран и переломов.

8. Вьяна кумбхака (66)
Вдохни глубоко и удерживай дыхание, сжимая всё тело [прим. пер. сокращая мышцы всего тела(?)], с утонченной концентрацией. Это дарует защиту от оружия, воды и ядов. Устраняет болезни и даёт иммунитет против жара и простуды.

9. Критти-шрештха кумбхака (69)
Техника состоит в задержке дыхания с последовательной концентрацией на горле,нёбе, межбровье, макушке и удержание её (концентрации) в этих местах.

10. Прадгати кумбхака (70)
Всасывание воздуха с громким звуком и затем задержка ,- известны как прадгати кумбхака.

11. Нага кумбхака (78)
Практикующему следует проглотить воздух, подобно проглатыванию кусочка риса.Затем, удерживать дыхание до предела с твёрдой джаландара бандхой и исторгнутьвоздух из горла. Такова техника нага кумбхаки.

12. Курма кумбхака (79)
Когда контролируется моргание глаз и практик становится совершенно непоколебимым, без малейшего движения глаз и тела в целом, то это называется курма кумхака. Это приносит непоколебимость ваю и ума.

13. Крикара кумбхака (80)
Когда возникает потребность чихания, практику следует потереть указательный и безымянный палец большим пальцем. Это контролирует чихание и известно как крикара кумбхака.

14. Агни-сома кумбхака (87)
Практику следует вдохнуть через правую ноздрю, затем задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю. Снова вдохнуть через левую ноздрю, и после задержки дыхания в разумных пределах, выдохнуть через правую ноздрю.Это агни-сома кумбхака. Агни соответствует правой ноздре, а сома - левой.

15. Сама кумбхака (99)
без выдоха и вдоха, практику следует сосредоточить ум на жизненных центрах,подобно пупу и тому подобное, - это называется сама кумбхака.

16.Шанта кумбхака (90)
Когда дыхание удерживается вовне или внутри между двумя жизненными центрами,воображай его присутствие внутри и снаружи ,- это называется шанта кумбхака.Эта практика ведёт к пратьяхаре девяти жизненных центров.

17. Сахита кумбхака (85)
Когда кумбхака сопровождается пуракой и речакой, то она называется сахита кумбхака, ведущей к нади-шудхи (очищению нади).

18. Каршака кумбхака (100 - 103).
Она состоит из двух: уткаршака и апаракаршака. При уткаршака кумбхака,практику следует держать нос за его основание и практиковать пурака, кумбхака и речака согласно возможностям. При апаракаршака кумбхака, практику следует частично закрыть нос во время пурака и речака.

20. Сахаджа кумбхака (104)
Вдохните прану через нос, проводя ее вдоль кундалини, и задержите как удобно.Повторяющаяся практика этой пранаямы называется сахаджа кумбхака.

21. Дакшинаварта-чакра кумбхака (107)
Сделайте вдох через сурья-нади (правая ноздря), а затем удерживайте [воздух] в груди, выдох производится через чандра-нади (левая ноздря). Повторите это дыхание еще раз. Такова дакшинаварта-чакра кумбхака. Она так же называется сурья-кумбхака.

22. Вама-варта кумбхака (108)
Она выполняется как дакшинаварта-чакра кумбхака, но в обратном порядке.

23. Дакшинаварта-шанкха кумбхака (106)
Вдохните через правую ноздрю, задержите [воздух] и выдохните через левую ноздрю. Повторите несколько раз.

24. Вамаварта-шанкха кумбхака (106)
Вдохните через левую ноздрю, сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Повторите несколько раз.

25. Гада кумбхака (112)
Вдохните двумя ноздрями, затем сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Она наделяет практикующего силой.

26. Нади-шуддхи кумбхака (114-117)
1) Вдохните одной ноздрей, затем задержите дыхание по возможности, во время выдоха через другую ноздрю медитируйте на «хамса». Вновь сделайте вдох той ноздрей, через которую был сделан выдох, и задержите дыхание, выдыхайте через противоположную ноздрю. (114)

2) После вдохните правой ноздрей, задержите дыхание, при этом созерцая в области пупа орбиту летнего полуденного солнца. Это ведет к очищению нади. (116)

3) Вдохните через левую ноздрю и вовремя задержки дыхания визуализируйте выделение некара из луны осенней ночи, расположенной в тысячалепестковом лотосе. Это ведет к очищению нади. (117)

27. шуддхи-кумбхака (сурья) (116)
Вдохните через правую ноздрю и сделайте задержку с медитацией на орбите полуденного летнего солнца в области пупа.

28. шуддхи-кумбхака (чандра) (117)
Вдохните через левую ноздрю и задержите дыхание, визуализируя выделение нектара из осенней луны, расположенной в тысячалепестковом лотосе.

29. Таттва кумбхака (122-125)
Когда восходит отдельная таттва, необходимо практиковать пураку, кумбхаку и речаку. Повторение практики ведет к контролю над определенной таттвой. Так достигается контроль над всеми пятью таттвами.

30. Сурья-бхедана кумбхака (127)
Глубоко вдохните через правую ноздрю со звуком, а после задержите дыхание до упора, выдохните через иду или левую ноздрю. Такова сурья-бхедана,которая устраняет заболевания брюшной полости, вызванные расстройством ваты, истребляет паразитов, излечивает болезни груди, горла и ведет к очищению пазух. Она производит в теле жар.

31. Чандра-бхедана кумбхака (128)
Эта техника противоположна сурья-бхедане. Вдох совершается через левую ноздрю,а выдох через правую, после задержки дыхания. Чандра-бхедана кумбхака вырабатывает холод и поддерживает тело.

32. Уджджайи кумбхака (132)
Вдох осуществляется через две ноздри с закрытым ртом. Затем следует разумная задержка дыхания и выдох через левую ноздрю. Кумбхаку можно выполнять сколько угодно раз. В этом тексте не упоминается о фрикциональном звуке, производимом во время вдоха или выдоха, как говорится в Хатха-прадипике –II.51

33. Кумбхараджа (134)
Осуществите сильный вдох, закрыв нос удерживая дыхание на сколько возможно,перед выдохом. Это ведет к контролю над вайю и к увеличению тепла.

34. Шитали кумбхака (136)
Синоним для сит-кари кумбхаки.

35. Сит-кари кумбхака (136-140)
Поднимите язык и вдохните, производя звук «сит». Задержите дыхание и выдохните через нос. Она помогает контролировать голод, жажду, сон, леность и освобождает от всех проблем со здоровьем.

36. Кака-чанчу кумбхака (137-148)
1) Поверните язык вверх, вдыхайте через рот, произнося звук «сит». Задержите дыхание, а затем выдохните через обе ноздри, при этом медитируйте на произносимый звук. Это – сит-кари кумбхака (137-138).

2) Сверните язык трубочкой, вдохните через него. Затем задержите дыхание и выдохните через нос. Эта кумбхака известна как кака-чанчука (141)

3) Сверните язык подобно клюву вороны, вдохните воздух и задержите его. При этом ощущайте поток нектара, а затем выдохните через обе ноздри. Это зовется сит-кари-как-чанчука. (143)

4) Через сомкнутые вместе зубы, медленно вдохните воздух, а после задержите дыхание, подняв язык вверх. Выдохните через нос. Такова кака-чанчука в соответствии с какудашравой (148)

37. Шитали-кака-чанчу кумбхака (143)
См. кака-чачнча кумбхаку, приведенную выше.

38. Матра-кумбхака (153)
Кумбхака, выполняемая за определенную единицу времени (матра), становится матра кумбхакой. Различные варианты, описанные в текстах, приводятся ниже:

1)Вдох – 16 матр, задержка – 64 матры, выдох – 32 матры. Если практиковать ее с концентрацией на области пупа, она генерирует тепло, на свадхиштхане – увеличивает поток нектара, на муладхаре – устраняет нарушения пищеварения.

2)Задержите дыхание без усилия на период равный двум палам (48 сек.) или на время равное повторению пяти долгих гласных, после сделайте вдоха, по времени равный половине периода кумбхаки и такой же по времени выдох.

3)Матра-кумбхака постепенно практикуется с 12 матрами или 25 палами для кумбхаки в первой разновидности, кумбхака за 50 пал выполняется во второй разновидности и имеет 75 пал в третьей. Последняя соответствует традиции Даттатреи.

39. Бхута-шуддхи кумбхака (157)
Когда матра-кумбхака выполняется с последовательной концентрацией на всех шести областях (чакр), она ведет к очищению и балансу пяти бхут.

40. Бхастрика кумбхака. (164-168)
Три вида бхастрика-кумбхаки описываются в тексте.

1)Быстро вдохните и выдохните, подобно кузнечным мехам до изнурения. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара бандхой и выдохните через левую ноздрю.

2)Захватите кончик носа рукой и закрыв левую ноздрю, вдохните через правую, затем быстро выдохните через левую, закрыв правую ноздрю.Повторите насколько раз. После вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара бандхой и выдохните через левую ноздрю. Это зовется антар-бхастра. (167)

3)В своем комментарии на ХП-II.64, Брахмананда описывает разновидность бхастрики следующим образом: Закройте левую ноздрю, быстро и с неистово вдохните и выдохните несколько раз. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание по возможности и выдохните через левую ноздрю. После этого, закройте правую ноздрю и быстро вдохните и выдохните несколько раз через левую ноздрю. Затем вдохните через левую ноздрю, задержите дыхание на сколько возможно и выдохните через правую ноздрю.

41. Антаранга-кумбхака (168)
Задержите дыхание после непреднамеренного выдоха и вдоха.

42. Бхрамари-кумбхака (169)
Быстро вдохните производя звук черной пчелы, а после задержки дыхания медленно выдохните с тем же звуком. Такова бхрамари-кумбхака, которая порождает исступленный восторг.

43. Мурчха кумбхака (170)
Задержите дыхание после полного вдоха, выполняя джаландхара бандху, выдохните.Это – мурчха кумбхака, приносящая приятное умственное оцепенение.

44. Плавини кумбхака (171)
После полного вдоха и принятия джаландхара-бандхи, лягте на воду удерживаясь на плаву. Это – плавини кумбхака.

45. Сванга шринкхала (176-178)
Выполните вдох следующий за задержкой и вновь попытайтесь вдыхать и задерживать дыхание неоднократно, пока не истощится вакуум.Затем следует выполнять пураку за пуракой. Подобным образом выполняется задержка дыхания до предела возможностей, перед выдохом. Выполните выдох и задержите дыхание, повторяя выдох и задержку вновь и вновь, следуя указаниям Гуру. Эта кумбхака не выполняется без хамса-ведхи.

46. Кумбхантара шринкхала (183)
Кумбхака следующая за кумбхакой, в соответствии с наставлением Гуру, называется кумбхака шринкхала.

47. Дживачала (184-185)
Во время кумбхаки необходимо активировать прана-вайю, направляя ее вверх и вниз.

48. Шаданга кумбхака (187)
Мулабандха, пурака, джаландхара-бандха, кумбхака, уддьяна и речака – шесть компонентов шаданга-кумбхаки, провозглашенной Шамбху.

49. Камала кумбхака (189)
Вдохните через сурья-нади, а затем задержите дыхание и выдохните через чандра-нади. Это называется камала кумбхакой. Она подобна сурья-бхедана кумбхаке.

50. Кумуда кумбхака (190)
Вдохните через левую ноздрю, затем задержите дыхание и выдохните через обе ноздри.

51. Крама-нетра кумбхака (191)
Быстро выдохните через правую ноздрю. Задержите дыхание, а затем вдохните через левую ноздрю. После, задержите дыхание, выдохните в той же последовательности (крама). Кумбхаку так же можно выполнять в обратном порядке (вьюткрама).

52. Нетра-кумбхака (191)
Вдохните через правую ноздрю, сделайте задержку. Вновь вдохните через левую, задержите дыхание с усилием и выдохните в такой же последовательности. Эта кумбхака известна как нетра кумбхака и может выполняться как в одном порядке (крама), так и в другом (вьюткрама).

53. Тринетра кумбхака (192)
Вдохните быстро через левую ноздрю и задержите дыхание, затем выдохните через правую ноздрю и повторите задержку. Далее вдохните через обе ноздри, совершив задержку перед выдохом. Это зовется три-нетра-кумбхакой после Шивы (три-нетра – синоним Шивы).

54. Тришула-кумбхака (193)
Постепенно вдохните через нос и рот, задержите дыхание перед выдохом.

55. Эка-меру кумбхака (206)
Когда увеличивается время кумбхаки, благодаря пониманию внутренних и внешних перемещений праны или установленному числу матр или дыханий, или посредством преданности Богу, она называется эка-меру.

56. Дви-меру кумбхака (207)
С увеличением пураки она становится дви-меру кумбхакой.

57. Три-меру кумбхака (207)
С увеличением речаки она становится три-меру кумбхакой.

58. Гхати-бандха кумбхака. (211)
Сделайте песочные часы из меди и используйте их для измерения времени. Отдельно от кумбхак, упомянутых в КП, было найдено описание некоторые кумбхак в других текстах. Они описаны здесь для пользы читателей.

59. Калагни кумбхака (ХСЧ – хатха-санкета-чандрика)
Прана имеет тенденцию двигаться наружу. Когда это стремление предотвращается и пране, при помощи задержки дыхания не позволяется выходить, это называют калагни кумбхакой.

60. Нада кумбхака или ламба гуру пранаяма (ХСЧ)
Сядьте прямо в падмасане. Глубоко вдохните и произнесите звук «ОМ» низким тоном, растягивая на выдохе так, чтобы ощущать подъем из пупа, получать вибрации из сердца и горла и достичь брахма-рандхры. Повторите этот процесс несколько раз для продления кумбхаки.

61. Уткранти-пранаяма (ХТК – хатха-таттва-хаумуди, гл.53)
Во время сознательного оставления тела, йог принимает вирасану и вдыхает через левую ноздрю. Он тянет прану наряду с атмой вверх через сушумну.

62. Вама-гати или вартма-гати кумбхака (ХСЧ, ХТК –X.28)
Вдохните через обе ноздри и после задержите дыхание надлежащим образом, выдохните через обе ноздри. Это называется вама-гати кумбхака. То же самое описано как вартма-гати кумбхака в ХТК.

63. Бхуджанги-карана кумбхака (ХР-II.32 – хатха-ратнавали)
Заглотните воздух горлом, а затем задержите дыхание, вытолкните воздух через горло. Это – бхуджанги карана.

64. Бхуянгама-кумбхака (ЙП-V.487-490 – йога прадипика)
Примите вирасану. Слегка поднимите язык и выведите его наружу. Затем вдохните,задержите дыхание как возможно и выдохните через язык. Добавьте все бандхи. Направьте пристальный взгляд на кончик носа. Такова бхуянгама кумбхака.

65. Тратака кумбхака (ЙП – V.491-493)
Примите бхадрасану. Поверните язык вверх. Вдохните через нос, задержите дыхание и выдохните через нос. Выполните все бандхи. Такова тратака-кумбхака,которая ведет к очищению нади.

66. Кантхи-ветали кумбхака (ЙП – V.494-498)
Выполните ардха-сиддхасану, поместив левую пятку под анус,а правую ногу на левое бедро. Затем следует вдох и задержка дыхания в горле, выдох через нос.Эта кантхи-ветали-кумбхака должна практиковаться летом. После шести месяцев практики все нади очистятся.
67. Бхоралика (ЙП – V.477-481)
Примите баддха-падмасану. Наберите воздух через пуп во время произнесения звука черной пчелы. Не закрывайте нос. Повторите это несколько раз.Это похоже с бхрамари.

68. Кевали-кумбхака (ГШ - горакша-шатака)
Вдохните воздух через обе ноздри и задержите дыхание. Мысленно повторяйте мантру «сохам» в течение 15 мин. Перед выдохом.

69. Шуньяка-кумбхака (СП XII.22-24 – саура-пурана)
После выдоха, задержите дыхание не делая вдоха. Созерцайте луну внутри и поглощайте нектар, текущий из нее.

70. Кевала-кумбхака (задержка дыхания независимо от вдоха или выдоха)
Когда происходит непреднамеренная задержка дыхания, без предшествующего вдоха или выдоха, это зовется кевала-кумбхака. Другие синонимы – стамбха-вритти, сангхатта-карана, шанта и сама. Той пранаяме, что в результате приходит, йогины дали имя кевали. Достигнув совершенства в кевали-кумбхаке, к чему еще стремиться в этом мире?


Практики дыхания
Вдох является активным процессом, а выдох - пассивным. Поэтому выдох представляет собой пассивную реакцию, движение расслабления, или состояние отдыха. Об этом важно помнить, поскольку постепенно увеличивая продолжительность выдоха, мы сумеем понять смысл расслабления. Это принесет явную пользу и на физическом, и на умственном уровнях.

Увеличивая продолжительность выдоха, мы, как правило, в большей степени сокращаем мышцы живота, что оказывает на них укрепляющее действие. Кроме того, удлиненный выдох оказывает болеутоляющее действие. Заметьте, что так же действует плач. Всхлипывание приводит к слегка удлиненным импульсам выдоха — это способ, который природа использует для того, чтобы притуплять боль, как физическую, так и умственную. Эта простая практика поможет вам в периоды стресса, равно как и в практике классических форм пранаямы с продвинутыми соотношениями.

Техника: (с соотношением 1:2)
Лежите в шавасане или сидите в удобном положении, держа голову и позвоночник прямо.

Расслабьте все тело.

Осознайте свое естественное дыхание; просто осознавайте, что вы вдыхаете и выдыхаете. Продолжайте это делать в течение нескольких минут. Начните брюшное дыхание.

Возможно, теперь ваше дыхание быстро или автоматически становится ритмичным.

Если этого не происходит, начните считать в уме от одного до четырех на вдохе и от одного до четырех на выдохе. Когда установится этот плавный и равномерный ритм, начните считать от одного до четырех на вдохе и от одного до пяти на выдохе; затем до четырех на вдохе и до шести на выдохе; до четырех на вдохе и до семи на выдохе; до четырех на вдохе и до восьми на выдохе. Это один круг.

Выполните пять кругов, постепенно увеличивая продолжительность выдоха до соотношения 4:8. Выполните пять циклов дыхания с этим соотношением. Повторите весь процесс, используя дыхание йогов.

Примечание: Вы увеличили продолжительность выдоха до соотношения 1:2, и этого достаточно, чтобы иметь возможность перейти к другим техникам пранаямы.

Кумбхака
Слово кумбхака означает «сосуд», тем самым подразумевая удерживание или сохранение чего-либо. В пранаяме этот термин используется для описания удерживания (задержки) дыхания.

Существует три типа задержки: антаранга кумбхака, или внутреннее удерживание, бахиранга кумбхака, или внешнее удерживание, и кевала кумбхака, или спонтанная задержка. Эта последняя имеет место, когда дыхание автоматически прекращается без приложения каких-либо усилий.


Многие авторитеты полагают, что настоящая пранаяма — это только практика кумбхаки. Когда дыхание полностью прекращается, или при почти беспредельном увеличении кумбхаки, может наступать состояние дхьяны или самадхи. Вдох можно описывать как активное, положительное дыхание, а выдох — как пассивное, отрицательное (по полярности) дыхание; таким образом, можно говорить, что кумбхака представляет собой превосхождение дуализма между ними.

Кумбхака существует и при обычном дыхании, но в течение очень краткого промежутка времени, и вне сознательного контроля. В этом разделе даются несколько предварительных практик, чтобы вы были знакомы с кумбхакой, когда она потребуется в более продвинутых техниках пранаямы, и имели представление о своих возможностях. Необходимо осваивать каждую стадию, прежде чем переходить к следующей.

Советы и предостережения: Не пытайтесь осваивать практики кумбхаки самостоятельно. Сперва найдите опытного учителя. К этим практикам следует подходить постепенно, последовательно и удобно проходя через каждую стадию. При самостоятельном использовании кумбхака может быть опасна, особенно для людей с такими недугами, как гипертония, сердечно­сосудистые заболевания, головокружения, мозговые нарушения и умственные расстройства, или когда эго с нетерпением стремится выполнять продвинутые практики.*

* К этому перечню следует добавить предрасположенность к апноэ — периодической спонтанной остановке дыхания во сне, о которой человек может не знать. Прежде чем начинать практиковать техники пранаямы, обязательно проверьте, нет ли у вас такой предрасположенности, (пер.)

Прежде чем начинать делать внутреннюю задержку (антаранга кумбхака), необходимо в совершенстве освоить описанные выше техники вдоха, выдоха и ритмичного дыхания. Точно так же, необходимо овладеть внутренней задержкой, прежде чем переходить к внешней задержке (бахиранга кумбхака). Если тело, мозг, или ум испытывают какое бы то ни было напряжение, то это означает, что вы вышли за пределы своих естественных возможностей. Тогда следует остановиться и вернуться к предыдущей стадии. Двигайтесь постепенно, и вы создадите себе прочный фундамент.

Техника 1: Внутренняя задержка (соотношение 1:1:1).
Лежа в шавасане или сидя в удобном положении, расслабьте все тело.

В течение нескольких минут выполняйте дыхание йогов. Затем начните считать от одного до четырех на вдохе и от одного до четырех на выдохе.

Продолжайте это делать несколько минут. Не должно быть никакого напряжения тела или ума. Теперь начинайте делать антар кумбхаку, или внутреннюю задержку дыхания.

Вдыхайте на четыре счета, задерживайте дыхание на два счета, и затем выдыхайте на четыре счета. Сделайте несколько нормальных вдохов-выдохов. Продолжайте чередовать внутреннюю задержку с несколькими минутами нормального дыхания. Если вы чувствуете какое-либо напряжение, возвращайтесь обратно к нормальному дыханию.
Выполните одиннадцать циклов.

Когда эта задержка станет удобной, начните делать вдох на четыре счета, внутреннюю задержку на четыре счета, и выдох на четыре счета.

В промежутке делайте несколько нормальных вдохов-выдохов.

Продолжайте делать внутреннюю задержку на четыре счета, чередуя это с несколькими минутами нормального дыхания. Если вы не испытываете никаких затруднений, начните делать вдох на четыре счета, внутреннюю задержку на четыре счета, и выдох на четыре счета, не возвращаясь в промежутках к нормальному дыханию. Это соотношение 1:1:1. Выполните одиннадцать циклов.

Если ваше дыхание ритмично, а ваши тело и ум расслаблены, значит, вы делаете эту практику правильно. Выполняйте ее несколько дней.

Когда вы сможете делать ее удобно, попробуйте выполнять двадцать один цикл.

Техника 2: Внутренняя задержка и удлиненный выдох (соотношения 1:1:2 и 1:2:2).
Выполняйте дыхание с внутренней задержкой с соотношением 4:4:4.

Позвольте этому соотношению стабилизироваться. Затем увеличьте продолжительность выдоха, досчитывая до восьми.

Это соотношение 1:1:2.

Будьте осторожны; если необходимо, делайте несколько нормальных вдохов-выдохов после каждого цикла с задержкой. Продолжайте действовать, таким образом, в течение нескольких минут, но вернитесь к первоначальному соотношению, если почувствуете дискомфорт.

Как только новое соотношение станет удобным, продолжайте эту практику, не делая в промежутках нормальных вздохов. Выполните одиннадцать циклов.

Практикуйте эту технику несколько дней. Когда вы сможете выполнять ее легко, не задыхаясь и не чувствуя напряжения в легких или в животе, увеличьте ее продолжительность до двадцати одного цикла.

Примечание к практике: Когда это соотношение дыхания станет удобным, продолжительность задержки можно постепенно увеличивать до соотношения 4:8:8.

Самавритти пранаяма (выравнивание дыхания).

Сама означает «равный», ровный, или совершенный; вритти буквально переводится как «движение» или «действие». В самавритти пранаяме одно полное дыхание делится на четыре равные части. Каждые вдох, внутренняя задержка, выдох и внешняя задержка имеют равную продолжительность, то есть составляют соотношение 1:1:1:1.

Сядьте в удобную позу и расслабьте свои тело и ум.

Осознайте свое естественное дыхание и его спонтанный ритм.

Начинайте дыхание йогов.

Начните считать до четырех на вдохе, до четырех во время внутренней задержки и до четырех на выдохе. Продолжайте это делать в течение нескольких минут. Теперь прибавьте к этому внешнюю задержку на четыре счета, но делайте несколько нормальных вдохов- выдохов после каждого цикла.

Когда вы не будете задыхаться после внешней задержки, откажитесь от нормального дыхания в промежутках. Выполните одиннадцать циклов с соотношением 4:4:4:4. (Мысленно представьте себе квадрат. Ощущайте, что ваш вдох поднимается по левой стороне квадрата. При внутренней задержке ваше осознание движется по верхней стороне квадрата.

Выдыхая, опускайтесь по правой стороне квадрата. При внешней задержке перемещайте осознание по нижней стороне квадрата справа налево. Это — одно полное дыхание.

Эта практика будет приводить к равномерному и ритмичному течению дыхания.

Через несколько дней практики увеличьте число циклов до двадцати одного.

Когда вы сможете выполнять двадцать один цикл, не утомляясь и не задыхаясь, то можете увеличивать счет до 5:5:5:5 в течение нескольких дней, затем до 6:6:6:6, и так далее - но продвигайтесь постепенно.

Примечание к практике: Внешняя задержка нередко может оказываться трудной, поэтому чутко осознавайте любое напряжение в теле и уме, и расслабляйте его, прежде чем продолжать следующий цикл. Станьте чувствительными к сигналам ума и тела.

 Освоения самавритти пранаямы достаточно, чтобы позволить вам перейти к другим практикам пранаямы, но можно в течение какого-то времени попробовать и другие соотношения внутренней и внешней задержки. В качестве продвинутой практики рекомендуются соотношения 4:4:8:4, 4:8:8:4, 4:16:8:4 и 4:16:8:8.

Для дальнейшего увеличения емкости дыхания можно увеличивать длительность вдоха, выдоха и обеих задержек в тех же соотношениях, например 6:6:12:6, 6:12:12:6, 6:24:12:6 и 6:24:12:12.

Свами Ниранджанананда Сарасвати


О задержках дыхания

Шива Самхита
Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
Вдыхай медленно и спокойно.
Делай Кумбхаки (задержки) по 20 раз подряд.
Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь…
Пранаямой нельзя заниматься ни после еды, ни на голодный желудок. Перед занятиями надо съесть немного молока и масла.
Тот, кто хорошо утвердился в своей практике, в этих ограничениях не нуждается. Пусть Садхака (практикующий йогу) ест небольшое количество (пищи) за один раз и практикует Пранаяму ежедневно в определенное время.
Когда йогин может по своей воле регулировать (задержку) воздуха и остановить дыхание на такое время, на какое он хочет, он достиг успеха в Кумбхаке (задержке дыхания). Есть ли вещи, которые не подвластны йогину теперь, после успеха в Кумбхаке?
Когда на первой стадии Пранаямы тело вспотеет, пот следует втереть, иначе оно теряет свою силу.
На второй стадии тело дрожит, а на третьей подпрыгивает, как лягушка. Наконец оно поднимается в воздух…
Поистине трудно заниматься йогой, однако пусть йогин идет на риск, даже если его жизнь будет держаться на волоске...
Пранаямой он освободится от всей своей Кармы, прошлой и настоящей.

Хатха-йога Прадипика
Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума.
Человек живет, пока Прана (дыхание) есть в теле. Когда Прана покидает тело, его покидает и жизнь. Поэтому нужно замедлять дыхание…
Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет практикующего…
Постепенно делай вдох, постепенно делай задержку и постепенно выдыхай. Только так человек может достичь Сиддхи…
Брахма и другие боги Пранаямой победили страх смерти. От него освобождается каждый, кто практикует Пранаяму.
Когда дыхание удерживается, мысль устойчива, взгляд направлен в пространство между бровями, тогда нет страха смерти…
Когда Прана легко движется в Сушумне, тогда мысль устойчива. Это состояние Маномани (неподвижности ума), которое достигается, когда ум становится спокойным.
Чтобы достичь его, применяют разные виды задержки дыхания. Выполнением этих задержек достигаются силы Сиддхи…
В конце Кумбхаки отвлеки мысли от всех объектов. Так йогин достигает Раджа-йоги…
Управляя дыханием, йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, он управляет и дыханием…
Когда мысль поглощается, тогда дыхание останавливается. Когда останавливается дыхание, тогда поглощается и мысль…
Когда под контролем мысль и дыхание, тогда под контролем и семя, и тело становится тогда очищенным и здоровым…
До тех пор, пока дыхание не пойдет по срединному каналу (Сушумна), до тех пор, пока семя не станет устойчивым от остановки дыхания; до тех пор, пока дыхание не соединит ум с объектом, на котором он сосредоточен - до тех пор останутся пустыми болтунами и обманщиками все те, кто рассуждает о знании…

Йога Кундалини Упанишада
Поскольку у сознания две причины: побуждения (васана, букв. – «скрывающая», т.е. кармы скрывающие извечно чистый свет Атмана) и движущийся (самирана, т.е. воздух), если одна из них прекращается, обе при этом уничтожаются.
Из этих двух движущимся (воздухом) пусть человек всегда управляет. (При этом нужны) умеренное питание, асаны, а третье — пробуждение Силы (Шакти Кала)…
При задержке дыхания (вместе) с четырьмя рассекающими (гуны приемами) йогинам, удалившим скверну, нужно выполнять три замка (бандха).
Первый — Корневой замок (Мула-Бандха), второй зовется Поднимающим (Уддияна-Бандха), третий — Замком Петленосца (Джаландхара-Бандха)…
В завершение задержки дыхания после выдоха надлежит делать Поднимающий замок (Уддияна-Бандха), посредством которого поднимается прана…
Когда (же) дыхание медленно опускается до складки живота, следует постоянно удалять из живота нечистоты...
В первый день следует делать задержку дыхания четырех видов, каждую — 10 раз, во второй — (добавить) еще пять.
В третий день (делать) 20, (потом) ежедневно увеличивая на пять, совершаемую задержку дыхания всегда сопровождают тремя замками.
(Существуют следующие помехи:) сонливость днем из-за ночного бодрствования или совокупления,
множество (расстройств), связанных с постоянной задержкой (выделения) мочи и кала,
вред от плохо (выполненной) асаны и чрезмерно растревоженной праны. Если упражняющийся скажет при появлении болезни:
мол, «до болезни меня довело упражнение йоги», — и оставит тогда упражнение — это первой помехой считают.
Второй называют сомнение, третьей — небрежность, четвертой — слабость, сонливость же — пятой, шестой — перерыв (в упражнениях), седьмою зовут заблуждение, восьмой — ограниченность (способностей), а девятой — неискренность, недостижение сущности йоги — десятая, сказано мудрыми. Эти десять преград пусть мудрый отвергнет.

Шива Свародая
Вдох, задержка и выдох - три аспекта практики пранаямы, которые следует знать йогину в целях очищения тела.
Вдох создает развитие и уравновешивает все дхату. Задержка защищает жизнь органов тела, удерживая их на своих местах.
Выдох разрушает грехи. Тот, кто практикует йогу дыхания, способен остановить даже смерть.
Следует задерживать естественное течение воздуха, насколько позволяют силы. Выдох следует практиковать путем "луны" (т.е. лунной свары), а вдыхать - путем "солнца" (т.е. солнечной свары).
Тот, у кого время от времени "луна" пьет "солнце", а "солнце" - "луну", будет жить, пока существуют Луна и звезды.

Патанджали "Йога-сутра"
Регулирование дыхания, или контроль над праной, — это прекращение вдохов и выдохов, которое следует за достижением устойчивости в позе, или асане.
Пранаяма бывает длительной или тонкой в зависимости от соотношения трех ее компонентов — внешнего, внутреннего и стабильного; процессы задержки изменяются в зависимости от места, времени и числа.

Бхагавад-Гита
Другие жертвуют праной (выдыханием) стане (вдыханию), а апаной — пране, сдерживая прохождение праны и апаны, поглощенных в пранаяме.

Шри Шанакарачарья "Апарокшанубхути"
Пранаяма — это управление всеми жизненными силами путем осознания присутствия Брахмана, и только его, во всех таких вещах, как ум.
Отрицание вселенной — это выдох. Мысль: «Я есмь Брахман» — вдох.
Таким образом, постоянное присутствие этой мысли есть задержка дыхания. Такова пранаяма мудрых, тогда как зажатие носа предназначено лишь для несведущих.

Свами Шивананда "Наука Пранаямы"
Кумбхака (остановка дыхания) — это когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а телом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия.
Патанджали не делает особенного акцента на практике различных видов пранаямы. Он замечает: «Выдыхайте медленно, затем вдыхайте и задерживайте дыхание. Вы успокоите ум и сделаете его устойчивым». Это хатха-йоги развили пранаяму в целую науку и классифицировали упражнения.
Свами Лакшмана Джу Райна "Лекции по практике и дисциплине в Кашмирском Шайвизме"
Существует точка между сном и бодрствованием, где ты должен быть непоколебимо бдителен. Войди в Новый Мир, где формы ужасные проходят мимо. Они проходят, ты же терпи, не позволяй этим отбросам тебя увлекать за собой. Затем – рывки и толчки, Всё это ты должен выдержать. Закрой все входы и выходы, может начаться зевота, пролей слёзы, жажди, возноси молитвы и не падёшь. Трепет проходит и уходит вниз, Он возносится – да будет цвести он. Это – Благодать. Благословенный! Благословенный! Приветствую тебя!

Вахари Тантра
Практикующий тантру нацеливается на прекращение неосознанного потока микрокосмических сил путем достижения контроля функций дыхания, которое представляет внешний аспект жизненной энергии. Посвященный должен овладевать дыхательным процессом до тех пор, пока он не станет самым отзывчивым и тонким инструментом.

Гораксашатакам
Когда дыхание неровно – все неровно, но когда дыхание неподвижно – все неподвижно. Поэтому следует контролировать свое дыхание осторожно. Вдыхайте медленно и выдыхайте подобным образом, не задерживая дыхание ни чрезмерно, ни свыше вашей способности, не вдыхайте слишком поспешно, вдыхание дает крепость и контролируемое и очищенное тело, задержка дает ровное сознание и долговечность, а выдыхание является полностью очищающим.

Каула Тантра
Смерть поедается тем, кто обращает назад поток энергии внутри тела. Энергетический поток можно повернуть назад с помощью асан, с помощью «печатей», с помощью «втягивания», с помощью контроля дыхания и с помощью медитации.

Йогини Тантра
Верхние (рот, нос, глаза, уши и изначальное отверстие) и нижние (отверстия ануса и половых органов) врата следует держать закрытыми, с тем, чтобы жизненная энергия не покидала тело. Путем концентрации экстатических сил внутри себя удивительные видения озаряют мысленное небо. Это одно из особых таинств, которое сокращает путешествие освобождения.

Гораксашатакам
Йогин уничтожает болезни – асанами, кармы – контролем дыхания, беспокойство сознания – путем отключения чувств от внешнего мира.

Лакшми Тантра
Сначала следует тщательно искупать тело проточной водой, затем используйте умащения и украшения, этот тип купания следует сочетать с контролем дыхания. Это делается с целью уничтожения как внутренней, так и внешней грязи и подготовке человека к духовности.

Калачакра Тантра
Дыхание, мысль и семя – это три составляющих потенциала просветления. Их надо гармонизировать и сознательно контролировать. Йогин, который сводит вместе дыхание, мысль и семя становится неуничтожимым, наделенным трансцендентной способностью.

Горака Самхита
До тех пор, пока дыхание находится в движении, семя так же движется. Когда дыхание прекращает двигаться, тогда семя остается в покое.

Чандамахаросана Тантра
Он должен удерживать дыхание и сжимать нижнюю часть живота, зрительно представляя божественного Будду Чандамахаросану в союзе с Богиней Мудростью-Энергией, он должен прижать свою пятку к основанию (мошонке) и язык к крышке (нёбу). Концентрируя свои трепещущие мысли и контролируя дыхание, он предотвратит движение семени наружу. Таким образом ему надлежит практиковать Йогу Освобождения.

Гхеранда Самхита
Закройте анальное отверстие пяткой левой ступни, прижмите эту пятку правой ступней осторожно, двигайте медленно мышцами прямой кишки и постепенно сжимайте мышцы йони или промежности (место между анусом и мошонкой). Сдерживайте дыхание, используя джаландхара бандху (прижимание подбородка к груди и сжатие горла). Это называется махабандха, она действительно уничтожает разложение и смерть. Когда человек знает, как использовать ее правильно, она помогает ему выполнить все желания.

Шесть йог Наропы
Если практикующий в состоянии задерживать дыхание без напряжения в течение двух минут, считается, что он выполнил минимальное требование на пути к овладению пранами; задержка в четыре минуты считается средним показателем; в шесть и более минут составляет уже высшее требование.

Ю-Фань-Пи-Чух
В момент, когда мужчина собирается эякулировать, он должен поднять голову и задержать дыхание. Сердито сверкая и двигая глазами слева направо, он должен напрячь живот, заставляя семя вернуться и войти в его вены. Эта великолепная практика улучшает зрение и укрепляет дух.

Ко Хунг
Необходимо сделать вдох через нос, закупорить нос и мысленно считать пульс. Когда счет дойдет до ста двадцати ударов, отпустить дыхание через рот. В этом методе дыхания, необходимо поставить себе цель, чтобы не слышать звуков вдоха и выдоха. Правило такое, что вдыхать нужно много, а выдыхать – по чуть-чуть. Также нужно подвесить перо дикого гуся перед своим ртом и носом. Перо не должно двигаться, когда дыхание освобождается – это должно быть целью. Постепенно с практикой должно увеличиться количество сердечных ударов, в течение которых происходит задержка дыхания. После очень длительного времени, будет возможным довести продолжительность задержки до тысячи сердечных ударов. Когда пожилой человек достигнет этой стадии он трансформируется в молодого…

Роберт Э. Свобода "Агхора II: Кундалини"
Сиддх Чаурангинат - был учеником и современником Горакхната. Легенда говорит, что он был сыном бенгальского царя Девапалы. Первая жена Девапалы умерла, когда Чауранги был еще ребенком, и его отец взял новую жену, которая прибегла к обману, чтобы привести своего собственного сына на трон. Чауранги отвели на лесную поляну, где ему отрубили руки и ноги. Здесь его нашел Матсьендранат, который поручил Горакхнату позаботиться о юноше без конечностей. Горакхнат обучил его йоге "задержки дыхания в чаше" (кумбхаке), и после двенадцати лет этой практики его конечности были чудесным образом восстановлены силой его сознания...

Раздел пранаямы, который касается задержки дыхания, называется кумбхака, от слова кумбха, горшок. Что это за горшок? Здесь под горшком подразумевается торс, грудная клетка и брюшная полость, в которых можно удерживать прану. Ты видел, как горшечник делает горшки. Здесь ты "делаешь" горшок, придавая своему телу полную устойчивость. Достигнув ее, можно переходить к стадии кевала-кумбхаки, на которой дыхание может прерываться на несколько минут. Лишь овладев кевала-кумбхакой, ты делаешь ум соврешенно устойчивым. Твое поклонение может быть устойчивым лишь в той степени, в какой устойчив твой ум.

Андрей Лапин
...Если вы не вдыхаете, а продолжаете удерживать это состояние, и вы чувствуете внутри панику вашего ума... это очень похоже на то, что происходит в ходе випассаны или перепросмотра. Происходит то же самое – вы возвращаете на место удаленные когда-то из вас же ваши куски энергии, которые и были здесь, но они встали не на своих места... Задержки дыхания – это самые сильные из видов упражнений, которые вызывают изменения в энергоструктуре, в состоянии человека. Если вы делаете асаны, какие-то движения – это все намного слабей...





ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ


1 комментарий:

  1. Здравствуйте.
    Увидел ограничение и противоречие в следующем "совете" из этой статьи:
    "О задержках дыхания

    Шива Самхита
    "Пранаямой нельзя заниматься ни после еды, ни на голодный желудок. Перед занятиями надо съесть немного молока и масла.""

    Выходит, что тем, кто не ест молоко(это еда) и его производные, это упражнение делать не стоит? БеЗсмысленно?
    Это неосознанная попытка поставить обучение, очищение, оздоровление в зависимость от употребления определённого вида еды. Значит истины в этом уже нет. Думайте обязательно сами. "Учители" и сами могут ошибочно вести учеников не туда.

    И про противоречие: разве слова "Перед занятиями надо съесть немного молока и масла." не отменяются словами "Пранаямой нельзя заниматься ни после еды,.." ?

    Ещё добавлю: длительное нахождение в положениях с пережатыми кровеносными сосудами(например положение "Лотос", когда ноги согнуты в коленях), приводит к ускоренному старению сосудов, изменению кровяного давления во всём теле, повышению мозгового кровяного давления, а следовательно возникновению искусственного изменённого состояния сознания.
    Оздоровление это или наоборот - судите сами, будьте беЗпристрастными и честными судьями самим себе.
    Можете попробовать меня опровергнуть.Приводите доводы.

    Всего Доброго.
    С уважением, Сергей


    ОтветитьУдалить